Учет расходных материалов в салоне красоты или экономика должна быть экономной

Процесс оказания услуг в салонах красоты и косметологических центрах предполагает использование различных расходных материалов. Как правило, они импортные, а значит, их стоимость напрямую зависит от курса евро или доллара. В условиях роста курса валют затраты на приобретение расходных материалов растут. Соответственно, перед директорами и управляющими центров красоты появляется новая задача: как снизить затраты на покупку расходных материалов?

Можно поднять цены на услуги, пропорционально росту цен на расходные материалы, и, таким образом, компенсировать издержки салона. Но рост цен на услуги всегда вызывает недовольство клиентов: кто-то станет приходить реже, кто-то перейдет в другой салон или центр. Кому захочется терять клиентов? Существует ли менее болезненный способ? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Часть салонов решает перейти на более дешевый расходный материал. Эта мера возможна для салонов эконом и комфорт класса. Клиенты этих салонов менее чувствительны к качеству расходных средств и эффекту от процедур.

Переход на другие расходные материалы в салонах бизнес и премиум класса недопустим. Клиенты сразу заметят низкое качество услуги и слабый эффект от процедуры. Это породит конфликтные ситуации, ударит по лояльности клиента и, в конечном итоге, приведет к мысли получать услуги в другом месте.

Итак, необходимо найти решение, позволяющее в условиях роста цен снизить издержки на закупки материалов и удержать качество услуг на прежнем уровне. Таким решением является построение четкой системы учета товаров и материалов, включающей учет поступления и списания материалов и позволяющей контролировать остатки в любой момент. Также необходимо понимать, какие материалы всегда должны быть в наличии, а какие можно приобретать под заказ. Кроме этого необходимо определить позиции товаров и материалов, которые заказываются крайне редко или не заказываются вообще. Приобретение расходных материалов этой категории порождает «просрочку» и ведет к чистым убыткам.

В данной заметке мы рассмотрим оптимальную систему логистики расходных материалов и розничных товаров в салоне красоты и косметологическом центре, позволяющую наиболее точно и четко производить закупки и, как следствие, снизить затратную часть бизнеса.

1. Классификация расходных материалов

Подобрать способ учета расходных материалов и составить схему первичного документооборота поможет классификация материалов по группам:

1.1 Основные расходные материалы.

Основные расходные материалы (далее основные материалы) – это материалы, которые расходуются пропорционально количеству оказываемых услуг. К основным материалам относятся краски и оксиды, используемые при оказании парикмахерских услуг; кремы, тоники, маски – косметологических; масла, средства для обертываний – массажных и СПА-процедур.

Учет расхода основных материалов ведется по нормам. На все процедуры и услуги прайс-листа составляются протоколы проведения, в которых указываются наименования расходного материала и нормы его расхода. Материалы в протоколе расположены в соответствии с последовательностью нанесения.

Нормы расходы устанавливаются руководителем или управляющим салона или косметологического центра. Можно запросить рекомендации по нормам расхода материалов у поставщиков. В случае индивидуального подбора материалов на услугу (например, услуга - окрашивание волос, материалы - краски, оксиды), специалист указывает наименование и количество израсходованного средства и передает эти данные администратору. Администратор заполняет книгу расхода материалов или вносит информацию в компьютерную систему учета.

1.2 Вспомогательные расходные материалы.

Вспомогательными расходными материалами являются простыни, пеньюары, бахилы, шапочки-шарлотки и пр. Их расход не связан напрямую с количеством и стоимостью оказанных услуг. Например, клиенту косметологического кабинета были предоставлены услуги массажа лица и увлажняющий уход. На две услуги израсходована одна одноразовая простынь. Или, например, процедура коррекции мимических морщин с помощью препаратов ботулотоксина, которая предполагает использование целого ряда вспомогательных материалов: шприцы и иглы, ватные диски, перчатки и т.д. Стоимость данной услуги пропорциональна количеству единиц препарата. Расходные материалы, подлежащие списанию, не зависят от стоимости процедуры и от объема вводимого препарата.

1.3 Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Малоценные и быстроизнашиваемые предметы, использующиеся при оказании услуг, относятся к группе инвентарь и хозяйственные принадлежности. Это маникюрные пилки, педикюрные фрезы, шпатели, кисти, емкости и пр. Инвентарь выдается в работу специалистам и, по истечении срока использования, списывается. В некоторых случаях, инвентарь списывают при выдаче в работу.

2. Документооборот в системе учета расходных материалов

2.1 Приход ТМЦ (товарно-материальных ценностей).

Поступление расходных материалов от поставщика фиксируется в складских книгах, реестре документов или в компьютерной программе (в зависимости от особенностей учетной системы предприятия). При этом указывается дата поступления, наименование материала, его количество и стоимость (рис. 1). Сотрудник, принимающий товар, проверяет его качество и количество по факту. Материалы, поступившие по товарной накладной, приходуются на склад салона красоты или косметологического центра.

Рис 1. Документ «Поступление ТМЦ»

2.2 Перемещение ТМЦ.

Помимо учета на складе, необходимо учитывать выдачу материалов в работу и выкладку товаров на витрине. Для этого оформляется документ «Перемещение материалов», являющийся основанием списания материалов со склада и приходом в кабинеты специалистов или на витрину (рис. 2).

Рис. 2. «Перемещение материалов в работу»

2.3 Ведомость по остаткам товаров и материалов.

Кроме информации о приходе и перемещении нужны данные об остатках материалов. Возможности компьютерных программ позволяют автоматически формировать отчеты об остатках материалов и товаров на складах и витринах предприятия. Это значительно облегчает ведение складского учета и снижает вероятность арифметических ошибок в расчетах.

2.4 Талон-наряд на оказанные услуги.

Для учета расхода материалов на процедуры вводится документ «Талон-наряд» на оказанные услуги. Мастер или специалист салона обязаны вносить в талон-наряд названия или коды оказанной услуги и израсходованный материал. Заполняется талон-наряд по окончании каждой процедуры. Талон-наряд является внутренним документом и служит неотъемлемым звеном системы учета расходных материалов.

2.5 Списание ТМЦ.

Метод списания расходных материалов устанавливается руководителем и является пунктом учетной политики предприятия. Списание производит материально-ответственное лицо после контроля расходования материала. Как правило, списание материалов происходит по средней себестоимости материалов. Для этого общая сумма себестоимости за все материалы делится на общее количество и получается средняя стоимость списания одной единицы.

Продажа товаров с витрины является розничной продажей. При списании товара указывается ФИО покупателя. Хранение истории покупок по покупателям позволит использовать технологии продаж товаров и услуг в салоне красоты или косметологическом центре.

2.6 Акт инвентаризации ТМЦ.

Инвентаризации служат для проверки наличия расходных материалов на складах предприятия. Это основной способ фактического контроля сохранности товарно-материальных ценностей организации. Инвентаризация позволяет сличить фактическое наличие материалов с учетным. Для этого производится подсчет материалов путем пересчета, измерения и взвешивания остатков материалов на складах, в производстве и на витринах слона красоты или косметологического центра.

Для проведения инвентаризаций удобно использовать возможности компьютерных программ. Это позволяет в автоматическом режиме получить учетные данные об остатках и внести данные о фактическом наличии (Рис. 3).

Рис. 3. Инвентаризация товаров и материалов.

3. Контроль списания материалов и отчетность

Прозрачность и порядок в учете материалов дает контроль расхода материалов по нормам. Часто во многих салонах красоты и косметологических центрах ведется учет прихода и списания материалов, при этом расход контролируется плохо, либо не контролируется вообще. Внедрение в систему учета блока контроля окупится снижением затрат на себестоимость материалов и обеспечит бесперебойную работу предприятия по предоставлению клиентам услуг, а также позволит снизить затраты на их приобретение. Иными словами, материалы расходуются более точно и четко, без перерасхода. Все материалы, которые приобретает салон или центр необходимо расходовать по назначению и в соответствии с нормами.

Отчетность по складу, как правило, несет отпечаток специфики предприятия. В большинстве случаев составляются «Ведомость по складу» и «Остатки материалов». Так, например, отчет «Остатки материалов» помогает составить заказ поставщику, учитывая имеющиеся запасы. Или, наоборот, нулевое количество материала в отчете побуждает проверить фактический остаток средства и, если есть необходимость, оперативно оформить дозаказ.

Отчет «Ведомость по складу» составляется на основании первичной документации и содержит данные обо всех движениях товарно-материальных ценностей. Т.е. отчет информирует, когда было оприходовано средство, кто принимал товар, кому выдавалось средство в работу, списание по факту расхода.

Формирование ведомостей – трудоемкий процесс, требующий немалых затрат времени. Автоматизировать этот процесс призваны компьютерные программы, которые специально разработаны для салонов красоты и косметологических центров, оснащены необходимыми возможностями для полноценного складского учета товаров и материалов.

Например, компьютерная программа «Эстетик менеджмент» позволяет пользователю автоматически формировать отчеты «Ведомость по складу», «Остатки материалов», «Контроль списания материалов» (рис 4).

Рис. 4. Ведомость по складу, остатки по складу, остатки материалов.

Таким образом, построение системы учета материалов в условиях растущих затрат на закупку, позволяет контролировать движение материалов в салоне красоты или косметологическом центре, оптимизировать списание и, как следствие, уменьшить затраты на покупку материалов. Поэтому в существующей экономической ситуации эта задача предоставляется важнейшей и выходит на передний план.

× Бизнес-проектирование Франчайзинг Рестайлинг Обучение Контакты О центре Реализованные проекты Заметки Наши партнёры Новости
menu